Всегда ли мироточие есть чудо Божье?
В последние годы публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в
некоторых церковных средствах массовой информации стали обыденным явлением:
мироточат тысячи и тысячи икон. Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по
местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют
Божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются,
православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от
князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как
пишет известный обличитель масонства Ю. Воробьевский, ему «известен случай,
когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из
шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт» (Наступить
на аспида // Неожиданный Афон. М., 2000. С. 160).
Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в
своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а
общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь
«благому» с их точки зрения делу — «подтолкнуть» общественное мнение к вере в
святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага
рода человеческого.
В настоящее время некоторые силы пытаются склонить православных к мысли о
святости Г. Распутина. Пишутся его «иконы», что уже является кощунством и
антицерковным деянием. И эти так называемые «иконы», как нам демонстрирует
фоторепортаж в газете «Русский вестник» (2002, № 10–11), как будто даже
мироточат. Неужели редакции «Русского вестника» непонятно, что подобными
публикациями она хулит Бога, который являет для верных подлинные чудеса, и
мироточения в том числе? Никто не подвергает сомнению чудо мироточения от
Иверской-Монреальской иконы Божией Матери; таких случаев немало и в России.
В Израиле, как недавно мы узнали из телерепортажа, вдруг «заплакала» Стена
плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и
они по случаю «слезоточения» Стены плача назначили комиссию, которая пришла к
выводу о естественности характера истечения влаги.
Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай после появления
мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать
этот храм. И мироточения сразу прекратились.
Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут
повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Недавно по
телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко.
Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех
случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от
православной Веры, потому что Вера наша не может и не должна быть основана на
чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес.
Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром
в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В
книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые
признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).
Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками
заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение,
признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут
чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением,
самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко
всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно
открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь
в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены
и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).
Вера же православная основана на величайшем чуде — Чуде Воскресения Христова.
Одна моя знакомая рассказала мне, что до недавнего времени она верила всем
сообщениям о чудесных мироточениях святых икон, но когда ей попался на глаза
фоторепортаж «Русского вестника» о «мироточении» «иконы Г. Распутина», у нее
стали возникать сомнения в подлинности и других мироточений.
Редакция «Русского вестника» не понимает, что, печатая «иконы» «святого
великомученика Григория» и других сомнительных исторических деятелей, вводит в
соблазн православных и дает повод обновленцам и просто атеистам посмеяться над
Православием. Грех такого поругания Православной веры полностью ляжет на
апологетов лжестарца Григория.
Павел Скворцов, Москва
Источник: http://www.moskvam.ru/blessed_fire/09_2002/miro.htm |